30.1. Куда? (ба куҷо) дар ҳолате ҳаракат ба ягон самт бошад мо саволӣ куда?-ро истифода мебарем.
Мисол: Куда?
Куда ты идешь? - Я иду в парк. Ба куҷо рафта истодаӣ? – Ман ба парк рафта истодаам.
Куда ты хочешь пойти? - Я хочу домой. Ба куҷо рафтан мехоҳӣ? – Ман мехоҳам ба хона равам.
Куда ты едешь летом? - Я еду к морю. Дар тобистон ба куҷо меравӣ? – Ман ба баҳр меравам.
30.2. Где? (дар куҷо) дар ҳолате гап дар бораи ҷой манзил равад мо саволӣ где?-ро истифода мебарем.
Мисол: Где?
Где ты будешь? - Я буду дома. Ту дар куҷо мешавӣ? – Ман дар хона мешавам.
Где ты живешь? - Я живу в Москве. Ту дар куҷо зиндагӣ мекунӣ? – Ман дар Москва зиндагӣ мекунам.
Где идет урок? - В классе. Дарс дар куҷо рафта истодааст. Дар синфхона.
30.3. Матнро хонда ба саволҳо ҷавоб гардонед ва ба забони тоҷикӣ бо кӯмаки луғатҳо тарҷума кунед!

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в российской культуре. Это был удивительный человек: сын рыбака, Ломоносов стал первым русским академиком, занимался наукой и литературой, историей и искусством. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на далеком севере России, на берегу Белого моря, в деревне Денисовка. Уже в 9 лет мальчик ходил с отцом в Белое и Северное моря. Это развило в мальчике сильный характер: выносливость и находчивость, уверенность в себе и наблюдательность. С десяти лет Ломоносов учился читать и писать, и скоро он стал самым грамотным человеком в деревне. Но этого ему уже было мало – Михаил хотел учиться в школе. В 1830 году девятнадцатилетний Ломоносов решил идти в Москву пешком 50 вместе с обозом мороженой рыбы. Михайло не бежал из дома – он хотел найти свой путь в жизни.
В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, но только в младший класс, потому что не знал латинского языка. Он учился очень серьезно, в свободное время сидел в библиотеке и читал, читал, читал…
После окончания Славяно-греко-латинской академии Ломоносов поступает в Санкт-Петербургскую академию наук. Из Петербурга он как лучший студент едет учиться в Германию, в Марбург.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и начал работать в Академии наук, а в 1745 году стал профессором. Он интересуется историей и геологией, делает открытия в области химии и физики, астрономии, пишет стихи, работает над «Риторикой» и «Русской грамматикой», готовит экспедицию в Арктику. Молодой профессор увлекается мозаикой: проводит 4000 экспериментов в химической лаборатории, а потом создает мозаичные картины. В 1755 году по инициативе М.В Ломоносова открывается Московский университет.
30.4. Ответьте на вопросы по содержанию текста. Ба саволҳо аз рӯи матн ҷавоб гардонед.
1. Чем замечателен М.В. Ломоносов?
2. Где он родился?
3. Где хотел учиться Михаил?
4. Куда он отправился с обозом мороженой рыбы?
5. Куда поступил Ломоносов в Москве?
6. Где он занимался?
7. Где учился Ломоносов после окончания Славяно-греко-латинской академии?
8. Куда направили Ломоносова как лучшего студента?
9. Где работал Ломоносов, приехав из Германии?
10. Какую экспедицию готовил ученый?
11. Где создавал М.В. Ломоносов свои мозаики?
30.5. Саволҳои куда – где -ро истифода бурда, аз рӯи намуна ҷойҳои холиро пур кунед.
1. Куда они идут прямо сейчас?
2. _________ здесь можно распечатать фотографии?
3.__________ у тебя здесь скотч?
4. Итак, _________ мы сейчас пойдем?
5. ___________ можно посмотреть историю платежей?
6. А _______ именно мы полетим?
Дарс 30 — Диалог ва Луғатҳо
30.5. ДИАЛОГ К 30 УРОКУ
В ТЕАТРЕ — ДАР ТЕАТР

Гӯш кардан: Диалог

РусӣТоҷикӣ
Какие театры есть у вас в городе?Дар шаҳри шумо чӣ гуна театрҳо ҳаст?
Пойдёмте сегодня в театр.Биёед, имрӯз ба театр равем.
Что идёт сегодня в театре оперы и балета?Дар театри опера ва балет имрӯз чӣ намоиш медиҳанд?
Что бы вы хотели посмотреть?Шумо чиро тамошо кардан мехостед?
Я хочу посмотреть спектакль «Гамлет» в таджикском драматическом театре.Ман мехоҳам, ки дар театри драмаи тоҷикӣ намоиши «Ҳамлет»-ро тамошо кунам.
В театре сегодня премьера пьесы «Афганец».Дар театр имрӯз намоиши «Афғонписар» мешавад.
Сколько стоит билет в первые ряды партера?Билети каторҳои пеши партер чанд пул аст?
Прошу взять мне два билета не дальше пятого ряда.Хоҳиш мекунам, ба ман ду билет гиред, ки аз қатори панҷум дуртар набошад.
Где гардероб?Ҷомахона дар куҷост?
В котором часу начинается спектакль?Намоиш соати чанд cap мешавад?
Нельзя ли получить бинокль?Дурбин гирифтан мумкин аст?
Вам хорошо видно?Шумо хуб мебинед?
Покажите мне, пожалуйста, моё место.Лутфан, ба ман ҷоямро нишон диҳед.
Наши места очень близко от сцены.Ҷойҳои мо ба саҳна бисёр наздик аст.
Сколько актов в этой пьесе и кто её автор?Ин песа аз чанд парда иборат ва муаллифӣ он кист?
Кто постановщик спектакля?Коргардони намоиш кист?
Кто исполняет главную роль?Нақши асосиро кӣ иҷро мекунад?
Вам понравилось представление?Намоиш ба шумо маъқул шуд?
Да, мне очень понравилось.Бале, ба ман хело маъқул шуд.
30.5. СЛОВА К 30 УРОКУ
ИБОРАҲО БАРОИ ДАРСИ 30

Гӯш кардан: Луғатҳо

РусӣТоҷикӣ
особоалоҳида, ҷудогона
местоҷой
былбуд, будам
человекодам
сынписар, фарзанд
рыбакмоҳигир, моҳидор
первымаввалин
занималсямашғул шудам
наукойбо илм
рождениетаваллуд ёфтан
далекодур
ходилроҳ гаштам
читатьхондан
писатьнавиштан
сталшудам
учитьсяхондан, омӯхтан
решилҳал кардам
свойаз они худам
жизненноҳаётан
зналмедонистам
библиотекакитобхона
интересуетсяшавқ доштан
делаетмекунад
работаеткор мекунад
увлекаетсяшавқ, майл доштан
потомбаъд, сипас
создаетмесозад
открываетсякушода мешавад