Глаголы движения — это 17 пар глаголов несовершенного вида, каждая пара которых обозначает одно и тоже действие. В каждой паре один из глаголов называет однонаправленное движение (движение в определённом направлении), а второй ненаправленное или разнонаправленное движение.
Феълҳои ҳаракат – инҳо, 17 ҷуфти феълӣ НСВ (ҳаракати ба итмом нарасида) ҳар як ҷуфти онҳо як амалро ишора мекунад ва ҳар як онҳо як маънои ҳаракат меояд. Аз ҳар як ҷуфт яктояш ҳаракатӣ яктарафаро ва дигараш ҳаракатӣ якчанд маротиба ё (ҳаркатӣ ҳар тарафаро) муайян мекунад. Маълумоти пурра дар бораи НСВ ва СВ дар дарси 5!Диққат кунед! Боз феълҳои ҳаст, ки ҳаркати ба итмом расида СВ – ро муайян мекунад. Мо дар дарсҳои дигар онҳоро бо якҷоя НСВ дида мебароем!Движение Ҳаракат | |
однонаправленное | Ненаправленное |
бежать (давидан, гурехтан) | бегать (давидан) |
брести (гаштан) | бродить (гаштан) |
везти (бурдан) | возить (бурдан, кашондан) |
вести (рондан) | водить (рондан) |
гнать (таъқиб кардан) | гонять (бурдан, таъқиб кардан) |
ехать (рафтан) | ездить (рафтан) |
идти (рафтан) | ходить (рафтан) |
лететь (парвоз кардан) | летать (парвоз кардан) |
нести (бурдан, бардошта бурдан) | носить (бурдан, бардошта бурдан) |
плыть (шино кардан) | плавать (шино кардан) |
тащить (кашидан, кашида бурдан) | таскать (кашидан, кашида бурдан) |
|
|
|
😊 Диққат кунед! Ҳама ин феълҳои ҳаракатро аз худ намоед! |
22.1. Матнро хонед ва ба саволҳо ҷавоб диҳед.ПОДАРОК
В прошлую пятницу у меня был день рождения. В этот день я не ходил в университет, готовился к встрече гостей. Должны были прийти университетские товарищи.
В 5 часов пришёл Петя. Он вошёл в комнату и спросил:
– А где остальные гости?
– Не волнуйся, – сказал я ему. – Сейчас придут.
– Роман, как ты думаешь, что я тебе подарю? – спросил меня Петя.
– Не знаю, – ответил я. – Я буду рад любому подарку.
– А ты угадай.
– Коробку конфет, – сказал я, потому что очень люблю шоколадные конфеты.
– Нет, – сказал Петя. – Ты знаешь, что в подарке главное?
– Что? – спросил я.
– В подарке главное – это память. Посмотришь на подарок и вспомнишь меня. А что такое коробка конфет? Ты уже сегодня съешь её и потом не вспомнишь обо мне. Угадывай дальше.
– Кожаные перчатки, – сказал я. Я хотел иметь новые кожаные перчатки. – По-моему, это хороший подарок и на долгую память.
– Нет, перчатки ты потеряешь или забудешь где-нибудь.
Я немного подумал и сказал:
– Книгу.
– Нет, – сказал Петя, – не книгу. В январе мне на день
рождения подарили книгу. Товарищ взял почитать и не вернул. Да и не знаю я, о чём ты любишь читать. Куплю, а книга тебе не понравится. Давай угадывай дальше.
– Может быть, бритву, – сказал я. – Это хороший подарок.
Каждое утро, когда я буду бриться, буду тебя вспоминать.
– Бритва сломается, ты обо мне и не вспомнишь. Нет,
не бритву.
– Я не знаю, что ты мне подаришь, – сказал я.
– Вот! – сказал Петя и достал из спортивной сумки черепаху и поставил её на пол. – На долгую, как говорится, память. Тебе известно, что черепахи живут до 400 лет?
Я посмотрел на Петю, потом на черепаху.
– А сколько лет этой черепахе? – спросил я.
– Сейчас ей лет 160. Главное, чтобы память была.
В дверь позвонили.
– Гости, – сказал Петя. – Иди открывай. Интересно, что они тебе подарят?
Что ещё говорил Петя, я не слышал. Я пошёл встречать гостей.
Ответьте на вопросы.1. Как вы думаете, что главное в подарке?
2. Как вы думаете, Роман был рад подарку Пети?